Выбор редакции: 7 лучших фильмов 2023 года

0 1

Выбор редакции: 7 лучших фильмов 2023 года что посмотреть 18 декабря 2023 18:00

Выбор редакции: 7 лучших фильмов 2023 года

Редакция Киноафиши подводит личные киноитоги года.

Константин Киценюк, главный редактор

«Убийца» (режиссер Дэвид Финчер)

Для меня, наверное, самый ожидаемый фильм года. Финчер позволяет понаблюдать за работой профессионального киллера, которая наполнена лишь рутинными будничными ритуалами и постоянной рефлексией. Самый сложным оказывается не устранить цель, а банально убить время в ожидании. И вот первый же сделанный выстрел в фильме оборачивается настоящим провалом. Дальше нас ждет история полная абсурда. Весь профессионализм превращается в нервозность и страх, а каждое выверенное действие — лишь еще одна импульсивная выходка. Киллеры в этом мире любят поговорить. Как будто всю жизнь они только и ждали, чтобы выдать очередной пафосный монолог. Все оказывается ширмой неуверенных людей, которым просто везло на работе, и они легко продавали себе это как большой успех. В местной медитативности Финчеру удалось отыскать динамику даже без головокружительных погонь и экшен-сцен. Ну и визуально, как это всегда бывает у режиссера, картина дарит настоящий восторг.

Выбор редакции: 7 лучших фильмов 2023 года

Максим Федоров, редактор раздела сериалы

«Убийца „Священный паук“» (режиссер Али Аббаси)

Шокирующий тру-крайм «Убийца „Священный паук“» был представлен на 75-м Каннском кинофестивале, однако до широкой аудитории добрался лишь в 2023 году. Действие разворачивается в Мешхеде, где уже несколько месяцев орудует таинственный маньяк, убивающий секс-работниц. Когда количество жертв достигает десяти, на место событий из Тегерана приезжает журналистка Рахими, которой поручено написать о неуловимом душителе статью. Постановщик Али Аббаси, не понаслышке знающий о тоталитарном режиме Ирана и положении в стране женщин, снял предельно честное кино об обществе, где убийство секс-работниц — благое дело, а маньяк считается национальным героем.

Выбор редакции: 7 лучших фильмов 2023 года

Юрий Волошин, редактор новостей

«Барби» (режиссер Грета Гервиг)

Подводя итоги уходящего года, невозможно не упомянуть о «Барби», собравшей в мировом прокате $1,441 млрд. При этом фильм Греты Гервиг в большей степени является знаковым явлением популярной культуры, тогда как кинематографические достоинства отходят на второй план. Мастерски реализованная рекламная кампания обеспечила блокбастеру с Марго Робби и Райаном Гослингом заинтересованность у широкой публики еще до премьеры, став примером того, как голливудский фильм превращается в объект культа благодаря стремительной поездке по маркетинговым рельсам. Впрочем, не исключено, что спустя время «Барби» оставит за собой статус культового кино, но уже в более узком смысле. Это авторское произведение, в котором изящно разбираемая на отдельные яркие элементы кэмповая форма сочетается с постановкой принципиальных вопросов: кто я? какого я пола? чего мне не хватает? что значит быть человеком? Заглянувшие по ту сторону пластикового фасада Барби и Кен ищут свои ответы в реалиях современного западного общества.

Выбор редакции: 7 лучших фильмов 2023 года

Арина Виногородская, киножурналист

«Дворец» (режиссер Роман Полански)

«Дворец» — сатирическая комедия Романа Полански о фешенебельном швейцарском отеле, в котором эксцентричные богачи собираются встретить новый, 2000 год, пока единственный здравомыслящий человек на этом празднике жизни — управляющий отелем — пытается разрулить их то и дело вспыхивающие проблемы. Новый фильм Поланского — скопление стереотипных персонажей и ситуаций. Тут и стареющий порноактер, карьерой которого восхищаются постояльцы; и русские бандиты с чемоданами Fendi, плотно набитыми деньгами; и модный пластический хирург, который не может узнать перекроенные лица своих клиенток; и престарелый олигарх с юной женой, которая хочет завладеть его состоянием; и ушлый аферист, желающий воспользоваться переполохом в ожидании конца света с выгодой для себя. «Дворец» во многом перекликается с нашумевшим «Треугольник печали» — но там, где Рубен Эстлунд лишь аккуратно намекает, Полански не стесняется ни в выражениях, ни в изображении. В конечном итоге, фильм не раз упрекали в безкусности и китчевости — но именно это как нельзя лучше соответствует эпохе, его породившей.

Выбор редакции: 7 лучших фильмов 2023 года

Гия Сичинава, кинокритик

«Убийцы цветочной луны» (режиссер Мартин Скорсезе)

В «Убийцах цветочной луны» Мартин Скорсезе продемонстрировал, что находится в потрясающей творческой форме. Новый фильм режиссера объединил в себе достоинства лучших его работ. С одной стороны«Убийцы», как и «Славные парни» и «Отступники» когда-то, несмотря на длительность, равную двум с лишним часам, поражают своей энергичностью и неуловимым монтажом Тельмы Скунмейкер. С другой, в них Скорсезе как никогда прежде глубоко вглядывается в потемки человеческой души, сосредоточиваясь не столько на физическом, сколько психологическом насилии. Обе эти тенденции в «Убийцах» как будто бы достигают своего пика и символически выражены присутствием на экране двух главных актеров и соратников в фильмографии мастера — Роберта Де Ниро и Леонардо Ди Каприо, впервые работавших вместе со времени выхода «Истории этого парня». В «Убийцах» они магнетически исполняют роли Уильяма «Короля» Хэйла, крупного в Оклахоме скотовода и человека жуткой холодности и прагматичности, и его только что вернувшегося с Первой мировой войны недалекого и безвольного племянника Эрнеста Беркхардта. По совету дядюшки Эрнест женится на Молли Кайл (Лилли Глэдстоун) — девушке из племени осейджей, семье которой принадлежат богатые нефтью земли. Одновременно с этим наследники и наследницы других индейских семей, многие из которых выходят за белых американцев, начинают погибать при самых неожиданных обстоятельствах. Сюжет фильма основан на книге журналиста Дэвида Гранна, но Скорсезе делает акцент не столько на истреблении индейцев и последующем расследовании ФБР, а на истории отношений Молли и Эрнеста.

Выбор редакции: 7 лучших фильмов 2023 года

Ольга Корф, кинокритик

«Оппенгеймер» (режиссер Кристофер Нолан)

Масштабный байопик о Роберте Оппенгеймере — ученом, создавшем атомную бомбу, — уже объявлен одним из лучших фильмов Кристофера Нолана и главным фаворитом предстоящей оскаровской гонки. События (как это часто бывает у режиссера) развиваются нелинейно, ч/б и цвет маркируют две разные сюжетные линии, а звук работает на овнешнение внутреннего состояния главного героя. Нолан выстраивает предельно субъективное повествование, выхватывая драматичные крупные планы героя Киллиана Мерфи. Создается ощущение, что камера оператора Хойте ван Хойтема будто вот-вот проникнет ему в голову. И когда ей это удается, на экране появляется хаотичное движение атомов — создавая бомбу, Оппенгеймер мало думает о последствиях, но как и любой ученый слишком увлечен чудом великого научного открытия. Фильм получился неожиданно диалогическим для Нолана трехчасовым опусом с яркими актерскими перфомансами Мёрфи, Роберта Дауни — младшего, Мэтта Деймона и небольшим, но незабываемым выступлением Гари Олдмана в роли президента США Гари Трумэна.

Выбор редакции: 7 лучших фильмов 2023 года

Петр Волошин, кинокритик

«Мальчик и птица», (режиссер Хаяо Миядзаки)

Очередной последний фильм великого мастера Миядзаки стал могучим кассовым хитом. Несмотря на полное отсутствие рекламной кампании, фильм уже обогнал «Унесенных призраками» на родине, потом стал первой японской анимацией, возглавившей американский прокат, да и в России залы на «Мальчика и птицу» собираются полные. Тем страннее, что такой успех у массового зрителя получает самый, пожалуй, авторский и артхаусный фильм мастера. Свойственный автору сюрреалистический визуал и яркие гротескные мизансцены (бабушка из кармана — это было впечатляюще) здесь дополнены абсолютно сомнамбулической сюжетной логикой, а калейдоскоп причудливых персонажей (вараварам, думается, уготовано место в магазинах плюшевых игрушек) может отвлечь от в общем-то простого и внятного посыла. Любое путешествие — это прежде всего поиск себя. Мальчик Махито ищет мать, но на самом деле ищет избавление от чувства вины и возможность вернуться в наш мир измененным. Чтобы продолжать жить, нужно признать действительность, в которой ты есть такой, какая она есть. Не самый оптимистичный, но очевидно жизнелюбивый посыл Мастера Миядзаки всем нам.

Выбор редакции: 7 лучших фильмов 2023 года

Теги: что посмотреть

Источник: www.kinoafisha.info

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.